Концепция развития Санкт-Петербургского казачьего юнкерского православного гуманитарно-технического колледжа

1.Введение

Ближайшее будущее России – это будущее сильного, высокотехнологичного и единого суверенного государства с развитым гражданским обществом. На сегодняшний день формирование социально-прогрессивного типа личности XXI века является одной из важнейших задач школьного образования. Одним из самых важных и необходимых ресурсов развития и процветания России является ресурс профессионального и нравственного управления страной.

Президент страны    поставил перед системой образования задачу  необходимости  воспитания государственных служащих нового инновационного уровня, способных честно решать огромный круг масштабных задач развития России, в том числе и   инновационных.

Основным источником формирования управленческого ресурса России, по замыслу Президента страны,    должна стать   национальная система подготовки государственных служащих, кадров для страны,  начиная  с  начального  этапа, с детства.

Формирование  «национальной  элиты», представляет постоянный процесс воспитания, подготовки кадров  для государства во всех сферах его функционирования (управление государством и его институтами, наука, экономика, культура, сфера безопасности), продолжающийся от отбора и поступления ребенка в образовательное учреждение, до завершения им карьеры государственного служащего.

Тем не менее, стройной системы подготовки национальной элиты в России нет, есть только ее некоторые элементы в виде разрозненных учреждений по подготовке государственных служащих разного уровня.

Именно этим можно объяснить  нарастающую популярность   казачьих образовательных учреждений, в которых  сочетаются    нравственный  и государственно-патриотический аспекты образования и  воспитания.

Национальная  элита России, с детства воспринявшая  государственные  ценности и воспитанная на  исторических традициях, должна привнести в работу государственных и частных структур  и в развитие  России, те самые основы нравственного государственного патриотического воспитания.

1.1. Определение и назначение концепции

Создание и функционирование системы казачьего  образования  Санкт-Петербурга и Ленинградской области   как образовательной  инициативы региона  вызваны востребованностью казачьего образования среди населения региона, а также готовностью и потребностью совершенствования и развития данной образовательной услуги.

Концепция развития казачьего образования – программный  документ, отражающий его современное состояние и актуальные проблемы; предназначение, целевые установки и идеи; направления и механизмы развития и совершенствования.

Концепция задает общую идеологическую и методологическую рамку для дальнейшей разработки пакета документов нормативно-правового, программно-организационного и методического характера, определяющего региональную образовательную политику, стратегию и тактику развития казачьего образования. Концепция   позволит компенсировать отсутствие подобных документов на региональном  уровне.

1.2. Современное состояние   системы казачьего  образования

Потребность в модернизации образования на новом этапе исторического развития России и стремление сохранить отечественные ценности и традиции в этой сфере привели к обращению к истории юнкерских корпусов, изначально задуманных в России как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

В начале 90-х годов двадцатого столетия в стране начался процесс возрождения казачьего образования, который продолжается и сегодня. Их деятельность  показала и доказала, что в стране создается  новая школа –  справедливая, добрая, умная и понятная. Понятная детям, власти, родителям, гражданскому обществу, школа, которая не стала «казармой» для юнкеров, которая развивает личность, а не создает абсолютный или штампованный образ современного школьника.

Казачьему образованию   свойственны следующие характерные черты:

-бессистемность и хаотичность создания казачьих учебных заведений при отсутствии единой государственной политики в этом процессе;

-региональная и ведомственная разобщенность существующих казачьих учебных заведений;

-недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение деятельности казачьих учреждений;

-наличие многообразия форм без четкого определения их специфики и требований к их деятельности;

-наличие некоторой «размытости» образовательной модели, неопределенность характерных для этого типа образовательного учреждения отличительных особенностей и единых требований к нему;

-использование в жизнедеятельности казачьих образовательных учреждений  военизированной составляющей, заимствованной у военных учебных заведений и из общевоинских уставов, а не специально разработанной для этого типа учреждений;

-необеспеченность подготовленными педагогическими  кадрами, что особенно касается воспитателей, осуществляющих большой объем педагогической деятельности.

Становление системы казачьего  образования в Санкт-Петербурге  имеет свои   особенности. Она создавалась, когда в России уже был, хотя и незначительный, но практический опыт открытия казачьих юнкерских школ, а значит, были известны варианты организации деятельности учреждений такого типа, которые можно было использовать, адаптируя, корректируя и дополняя их. В Санкт-Петербурге  имеются  материальная база и помещения, которые можно   использовать для создания казачьих учреждений: это расформированные воинские подразделения; «замороженные» долгострои, здания  образовательных учреждений, освобожденные в результате реструктуризации.

В настоящее время в нашем регионе  существует система учреждений   образования, которую характеризуют следующие параметры:

-юнкерские классы, школы, корпуса расположены не во всех районах;

-варьирует количественный состав воспитанников;

-укомплектованность учреждений руководящими и педагогическими кадрами;

-наличие необходимой для функционирования учреждений материально-технической базы;

-наличие нормативной правовой базы, регламентирующей отдельные аспекты деятельности учреждений;

-использование образовательных моделей, включающих специфические для юнкерского образования особенности.

Все эти направления требуют   совершенствования. Наиболее значимые из этих направлений:

работа с кадрами по повышению профессионального уровня;

создание региональной нормативно — правовой базы;

совершенствование материально-технической базы учреждений.

В настоящее время необходимо сделать упор на включение в систему казачьего образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей из сельской местности.

1.3. Актуальные проблемы казачьего образования

Одной из актуальных проблем казачьего   образования в России является его ведомственная и региональная разобщенность, а отсюда отсутствие единого понимания его предназначения, целей, отличительных особенностей, нормативов и требований к его организации и качеству в современном социальном и образовательном контексте.

Эта проблема оказывает свое влияние на формирование противоречивого восприятия казачьих  образовательных учреждений органами власти, общественными организациями, родителями. Одни воспринимают их как престижные образовательные учреждения, обеспечивающие продолжение образования в вузах; другие — как общеобразовательные учреждения, обеспечивающие качественное питание, проживание в хороших условиях и постоянный присмотр за ребенком, что при занятости родителей, а также затруднительном материальном состоянии многих семей является наиболее значимым; третьи — как учреждения социального предназначения, предоставляющие возможность получения образования и нормального жизнеобеспечения социально проблемным детям и семьям; четвертые — как первую ступень  получения военного или гражданского образования.

Еще одна проблема, требующая   решения, — отсутствие должной законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей не только создание и становление, но и стабильное функционирование и развитие  казачьего образовательного учреждения

Ряд проблем связан с педагогическими кадрами: отсутствие воспитателей, профессионально подготовленных к работе в казачьем образовательном учреждении,  недостаточная подготовка социальных педагогов и психологов,  отсутствие педагогов, знающих и учитывающих в работе гендерный подход в раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек. Законодательно  необходимо определить  статус воспитателя, а также нормативное соотношение ставки воспитателя и количества воспитанников  в  учреждении.

Следующая проблема связана с использованием в организации жизнедеятельности  юнкерского казачьего колледжа военизированной составляющей: с одной стороны она является важнейшим условием и средством становления юноши-мужчины, с другой — она четко не определена, нигде нормативно не закреплена и реализуется на основе использования общевоинских уставов, ориентированных на другой возраст и иной характер взаимоотношений командиров и подчиненных.

Недостаточно разработано методическое и программное обеспечение казачьего   образования.  Решение данной проблемы  важно для получения выпускниками  как основного общего, так и среднего (полного) общего образования.

Незавершенность решения имущественных вопросов на региональном и федеральном уровне, а также несоответствие материально-технической базы учреждений для реализации своего предназначения и достижения поставленных целей казачьего  образования — проблемы межведомственного характера.

В связи с выше изложенным, для решения данных проблемных задач, нами видится целесообразность создания и функционирования  «Санкт-Петербургского казачьего юнкерского православного гуманитарно-технического колледжа».

2  Образование и воспитание

2.1. Основные положения казачьего образования и воспитания.

Казачье  образование мы  рассматриваем  как  сертифицированное  начальное, среднее профессиональное (профильное) образование военной или гражданской государственной службы, получаемое гражданами России — жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на основе гуманитарного общего среднего образования совместно с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием государственной гражданской и военной службы, в ходе  их обучения и воспитания.

Образование и воспитание подрастающего поколения должно осуществляться системно, основываясь на национальной идеологии,   на  исторических и национальных ценностях России и  нашего героического региона.

Казачье воспитание – строго согласованная  с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном  уровне, посредством формирования у обучающихся и воспитанников  понятий и стремлений,  служащих    основой чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными  воспитателями с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.

2.2. Предназначение, цели и задачи Санкт-Петербургского казачьего колледжа

Анализ исторического опыта и современной практики создания юнкерских корпусов,   изучение социально-образовательной ситуации, образовательных запросов и потребностей государства и населения, позволяет  определить предназначение  создания юнкерского казачьего колледжа следующим образом: возрождение российской государственности, формирование активной гражданской позиции  учащихся.

Миссия юнкерского казачьего колледжа — заключается в подготовке выпускников — будущей   национальной  элиты России и Санкт-Петербурга, которые должны специально готовиться с детства и стать результатом специально полученного в колледже  образования и  воспитания.

Ориентиры  миссии юнкерского казачьего колледжа, как образовательного учреждения нового типа, можно выразить  как патриотизм,  державность – утверждение выпускниками роли своей страны как великой державы. Эти  ценностные ориентиры не утратили своей актуальности  и в настоящее время.  Их можно представить как опору в жизни на общечеловеческие ценности и законы бытия, нравственность, приоритет государственных интересов, гражданственность, личную  ответственность и лидерскую позицию,  общественность, уважение  родных и близких людей, семейственность, отцовство, домовитость.

Юнкерский казачий колледж призван  готовить высокообразованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве.

История региона, опыт работы учебных заведений области,   специализирующихся на патриотическом воспитании, мощная научная база региона  должны стать  решающими факторами создания и развития  образовательной  программы   учреждения.

Санкт-Петербургский Казачий юнкерский православный гуманитарно-технический колледж  —  образовательное учреждение, предоставляющее программу   среднего учебного, начального профессионального и среднего профессионального образования с полным пансионом для подготовки обучающихся  к  дальнейшей гражданской или военной карьере.

Юнкерское образование в колледже – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой юнкерского образования является начальное  образование.

Функционирование юнкерского казачьего колледжа это с одной стороны, удовлетворение потребности региона в государственно мыслящих  выпускниках с лидерской позицией и развитым чувством ответственности за судьбу города, области, страны, с другой — удовлетворение запросов населения  области в доступном качественном общем образовании при педагогически обоснованной, психологически комфортной и содержательно наполненной жизнедеятельности для способных и одаренных детей, независимо от места их проживания   и от их социального положения. Юнкерский казачий колледж планирует  осуществлять  свою деятельность в рамках  выполнения   государственного   заказа  по формированию и развитию личности  обучающихся. При этом заказ государства   распространяется не только на уровень знаний выпускников, но и на уровень их воспитанности, при однозначной государственной патриотической социализации и профессиональной  пригодности.

Основные цели юнкерского казачьего колледжа — интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Современный юнкер — это физически  здоровый обучающийся,  горячо любящий   свое Отечество, коммуникабельный, испытывающий  потребность в развитии через обучение,  осваивающий  повышенный уровень освоения Государственных образовательных программ,  раскрывающий свой творческий потенциал, выполняющий все требования Кодекса чести юнкера и правил внутреннего распорядка,  работающий над совершенствованием своих личностных  качеств юноша.

Образовательная деятельность в колледже  должна быть направлена  на подготовку  физически здорового государственного человека (деятеля, несущего службу на каком-либо государственном или общественном поприще) — патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны и родного края, инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией, просвещенного культурного разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию,  благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.

В дальнейшем наши выпускники могут  продолжать  образование в системе учреждений профессионального образования государственной службы,  что позволит им занимать соответствующие должности в системе государственной  или муниципальной службы, делать служебную карьеру в рамках избранной профессии в течении всей своей трудовой деятельности.

В  ближайшее время  следует  определить   нормативно — правовую базу, регламентирующую деятельность юнкерского казачьего колледжа на этапе  организации и  становления: определить  порядок приема обучающихся, утвердить  нормы питания и обеспечения форменным обмундированием, характер медицинского обслуживания, утвердить программу развития образовательного учреждения.

Санкт-Петербургский казачий юнкерский православный гуманитарно-технический колледж должен иметь элементы военной атрибутики, Знамя, символы, установленную единую форму одежды,  знаки отличия и различия. Необходима разработка Гимна нашего образовательного учреждения.

2.3. Основные задачи  по развитию образовательного учреждения:

-довести  количественный  состав  воспитанников  до необходимого для эффективного управления уровня (до 500 человек);

-повысить профессиональный уровень педагогических кадров, организовать профессиональную подготовку и переподготовку воспитателей;

-совершенствовать   нормативно — правовую базу  образовательного учреждения;

-разработать  систему требований к содержанию, организации, условиям и качеству  образования в колледже;

-создать программно-методическое обеспечение основного и дополнительного образования в учреждениях образовательного учреждения;

-укрепить и совершенствовать материально-техническую базу юнкерского казачьего колледжа;

-продолжить внутриведомственное и межведомственное сотрудничество, кооперацию и консолидацию всех  организаций, заинтересованных в развитии юнкерского образования.

2.4. Характеристика  учебного процесса  в юнкерском казачьем колледже

Модель юнкерского образования Санкт-Петербургского казачьего юнкерского православного гуманитарно-технического колледжа состоит из трех базовых педагогических процессов: учебного  процесса, воспитательного  процесса и процесса жизнедеятельности, как наиболее важного  в связи с совместным  проживанием  детей   в учреждении.

Получение образования в колледже осуществляется  в соответствии с уровнями образовательных программ: начального профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Содержание образования в  юнкерском колледже  включает:

— базовый компонент, обеспечивающий единое образовательное пространство;
— юнкерский компонент, отражающий специфику казачьего юнкерского образования;
— юнкерский компонент, выражающий особенность  инновационного учреждения. Он представлен индивидуальным компонентом (индивидуальным образовательным маршрутом), дающим возможность выбора дополнительного образования в соответствии с интересами и способностями каждого воспитанника.

Организацию образовательного процесса  в  колледже мы видим    в     переходе от фронтально-классно-урочной  организации обучения  к разнонаправленному (разномаршрутному)  обучению на основе индивидуальных образовательных программ и маршрутов, что   позволит обучающимся    «самостоятельно решать коммуникативные, информационные, познавательные  проблемы, определить свою позицию в ситуации выбора». В связи с этим одной из задач социально – педагогической и психологической служб колледжа  будет являться разработка комплексно-целевой программы социального лифтинга юнкер на основе здоровьесберегающих технологий, основной принцип которой — не выявлять индивидуальные особенности каждого юнкера, а создавать условия для их проявления и развития.

Социальный  лифтинг – это предоставление одинаковых возможностей разным социальным группам, привитие философии успешности с раннего детства, формирование нравственно здоровой конкурентоспособной личности, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Воспитанникам должна быть дана  возможность выбирать виды и формы дополнительных занятий в соответствии с их  интересами, потребностями, дальнейшими жизненными планами.

Такая  программа  позволит предоставить  юнкерам одинаковые стартовые возможности, обогащая процесс их  социализации.

Наполняемость каждого класса  в образовательном учреждении  не должна превышать   20 человек.

В рамках реализации содержания образования колледжа планируется осуществление  подготовки  воспитанников  по следующим направлениям:

1.Этическая грамотность.
2. Коммуникативно-языковая подготовка.
3. Физическая подготовка (прикладная  физическая  подготовка, рукопашный бой).

4.Информационно – коммуникативная подготовка.
5. Хореографическая подготовка.
6. Подготовка по основам военной службы (изучение тактико-технических данных вооружения, изучение Устава Вооруженных сил, строевой и огневой подготовки, истории военного искусства, военной топографии, верховой езды, истории казачества).
7. Подготовка в области истории юнкерских  учреждений  России и истории казачества.
8. Подготовка по основам православной культуры.

На  средней и старшей ступенях  получения образования колледж планирует реализовывать  углубленные и профильные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы  и военную подготовку  воспитанников.

Профильное образование реализуется через учебные планы профилей, через набор элективных курсов.

Главная цель профилизации – самоопределение воспитанников, их подготовка к поступлению в вуз, в том числе военный. На старшей ступени реализуются различные организационные модели профильного образования:

Сам уклад юнкерской жизни в колледже, военизированная составляющая и физкультурно-спортивное направление дополнительного образования – все это в комплексе определят наполнение оборонно-спортивного профиля.

На основе собственных содержательно-организационных ресурсов или с привлечением ресурсов сетевого взаимодействия с вузами, возможна реализация модели «класс – профиль» (например, юридический и физико-математический классы).

При использовании большого спектра ресурсов самого Санкт-Петербургского казачьего юнкерского православного гуманитарно-технического колледжа (элективные курсы, факультативы, индивидуальные консультации, занятия в научном обществе учащихся) в интеграции с ресурсами иных образовательных учреждений  города и области,  востребованной  станет  модель индивидуального профильного образования.

Огромную роль в формировании личности  воспитанников играет дополнительное и профильное образование с доминантой самоопределения и самореализации каждого на основе индивидуального выбора. Таким образом, задачи профилизации  образования  потребуют выхода за рамки системы юнкерского образования путем создания образовательного консорциума – совокупности ресурсных центров образования, с которыми целесообразно  сетевое взаимодействие.

В основе профилизации старшей школы должна найти отражение целевая установка юнкерского образования – подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Профессиональный выбор воспитанников не ограничивается военными вузами или вузами силовых структур и ведомств. За каждым юношей остается право свободного выбора своего дальнейшего профессионального пути.

Учебный план юнкерского казачьего колледжа разрабатывается  на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Учебный план учреждения   обеспечивает  выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

2.5. Прогнозирование  воспитательного процесса образовательного учреждения

Юнкерский колледж задумывается как учреждение, в котором, наряду с преподаванием общеобразовательных дисциплин  на базовом уровне, будет осуществляться  воспитательная работа, направленная на профессиональное ориентирование, формирование личности юношей и подготовку их к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Основными направлениями воспитательной работы  в колледже будут являться: военно-патриотическое и гражданское воспитание, нравственно-этическое воспитание, художественно-эстетическое развитие, интеллектуальное развитие, формирование навыков здорового образа жизни, приобщение к общественно – значимой деятельности.

Одним из условий воспитания государственного патриотизма является знание истории Государства, его прошлого и настоящего. Духовно- нравственной основой патриотизма  является понятие «Родина». Оно раскрывает духовную основу патриотизма, содержание патриотического опыта российского народа.  Патриотические традиции и ценности должны быть  усвоены юнкерами, переведены в индивидуальные и групповые программы. Формирование личности юнкера неотъемлемо от формирования патриотических начал. Выпускник юнкерского казачьего колледжа должен стать человеком, который соединил бы свою судьбу с  историей и судьбой своего народа, его традициями, нравами, обычаями.

Санкт-Петербург и Ленинградская область были и остаются центрами, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Ленинградская область является федеральной «площадкой» по военно-патриотическому воспитанию молодежи.  Стержневой составляющей  этих традиций является военный подвиг в защите Отечества. Для сохранения и преумножения потенциала патриотизма в регионе имеется мощная база: поддержка населения, ветеранов войны, поисковая работа на территории региона по обнаружению безымянных захоронений, установление тесной  связи с воинами, изучение биографий известных земляков, их  боевых и трудовых подвигов, заслуг перед Отечеством людей, чьи имена известны всей стране.

Центром патриотического воспитания в регионе должно стать наше образовательное учреждение. Образование и воспитание в юнкерском казачьем колледже основано на формировании и развитии патриотизма, на уважении  и преклонении перед ратным  подвигом защитников родины.  Развитие и формирование патриотических начал у воспитанников юнкерского казачьего колледжа не возможно без изучения ратной  истории войсковых частей, высших военных училищ, находившихся и находящихся  на территории Ленинградской области. Образовательная деятельность в юнкерском казачьем колледже предусматривает продолжение, сохранение и преумножение наследия и славных традиций  военных учебных заведений России.

Развитие и формирование местного, регионального патриотизма возможно через формирование любви к своей «малой» родине, к окружающей природе, хозяйственному труду, семье и близким, духовной культуре своего народа, этноса.

Важнейшей задачей юнкерского казачьего колледжа должно стать восстановление престижа русской культуры через  выстраивание системы образовательной деятельности, ее притягательности как национальной общечеловеческой  ценности. Это позволит получить выпускника колледжа — гражданина, опирающегося в жизни на уважение к прошлому и уверенно смотрящему в будущее.

При этом  акцент на возрождение духовно- нравственных ценностей, как ядра российской культуры, не должен заслонять других сегментов, в частности, изучение  юнкерами современных научных достижений, технологий, их участие в разработках собственных научных проектов  и исследованиях.

По определению академика И. П. Павлова «воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции». Сохранение исторической памяти нации обеспечивается почти исключительно сохранением и передачей следующим поколениям россиян ее исторических традиций как основ национального самобытного образа жизни, что собственно и должно лежать в основе процесса воспитания.

Воспитательные ценности и содержание воспитания юнкеров определены Федеральными образовательными стандартами. Они  предполагают включать обучающихся и воспитанников в разнообразную, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям  деятельность, направленную на формирование:

— гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

-представлений о духовно- нравственных ценностях и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности на рынке труда;

— экологической культуры, предполагающей ценностное отношение  к природе, людям, собственному здоровью;

— эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

— организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Выпускник юнкерского казачьего колледжа должен обладать основными ключевыми социо- культурными компетенциями:

— познавательной компетенцией, ценностным отношением к полученным и имеющимся знаниям;

— общественной компетенцией, выражающейся в ценностном отношении к обществу;

— трудовой компетенцией, характеризующейся ценностным отношением к трудовой деятельности и имеющимся навыкам;

-экологической компетенцией, проявляющейся в ценностном отношении к природе, окружающей среде;

— эстетической компетенцией, соотносящейся с ценностным отношением к прекрасному;

— личностной компетенцией или ценностному отношению к самому себе, сформированной готовности к личностному и мировоззренческому самоопределению.

В  образовательном учреждении  должны сложиться   свои традиции: торжественный ритуал «Посвящение в юнкеры» с освящением  шевронов и погон, Дни воинской славы, уроки мужества, чествование ветеранов Великой отечественной  войны и  почетных жителей Санкт-Петербурга, строевые смотры, конкурсы на лучшего юнкера, конкурс « Юный юнкер», который включает в себя номинации: «Меткий стрелок», «Полоса препятствий», « Песня юнкера», «Смотр строя и песни»,  деятельность  Пресс-центра,   проведение  эстафеты по военно-прикладным видам, конкурсы военно-патриотической инсценированной песни, Президентские состязания. Главным  праздником  в стенах колледжа должен стать  День рождения  колледжа. Ежегодными должны стать участие во Всероссийских юнкерских сборах, празднование памятных дат: 27 января – День снятия блокады, 23 февраля – День защитников Отечества,  9 мая — День победы и Парад  юнкеров.

В области дополнительного  образования  в юнкерском казачьем колледже планируется  деятельность творческих объединений и спортивных секций по следующим направленностям: физкультурно-спортивной,  военно-патриотической, художественно-эстетической, культурологической, научно-технической, туристско — краеведческой,   социально-педагогической, эколого-биологической и естественно — научной.

Частью дополнительного образования, предоставляемого колледжем своим воспитанникам,  и, соответственно, позволяющими осуществлять воспитательные задачи, должны стать курсы по следующим направлениям: основам  военной службы, этике, основам  православной культуры, хореографии, истории юнкерского движения, истории казачества, а также секции рукопашного боя, автошкола.

Важная роль в воспитательной работе должна принадлежать изучению истории, традиций, быта казачества. Большинство наших будущих воспитанников из семей казаков. Они являются наследниками славы и горя казачества. А сам Санкт-Петербургский казачий юнкерский православный гуманитарно-технический колледж гордо носит имя прославленного казака  Бакланова Я.П.

Комплексная программа по физической культуре  может быть реализована через уроки, элементы режима дня (утренняя зарядка, прогулки с подвижными играми, спортчасы, физкультминутки на уроках), внеклассные занятия и массовые мероприятия.

К данной работе будут привлечены специалисты учреждений дополнительного образования, высших учебных заведений, спортивных клубов и организаций.

Это позволит приобщить воспитанников к  широкому кругу научных, социальных, духовно-нравственных, экономических проблем, познакомить с достижениями культуры, спорта, техники, новейшими открытиями в различных сферах жизни общества.

Важной составляющей воспитательной работы с социально – неадаптированными  воспитанниками должна стать работа по их социальной адаптации и реабилитации  посредством формирования  ведущих ценностных ориентаций,  предоставления качественного образования и содержательной жизнедеятельности, что  обеспечит их  интеграцию в общество.

Большинство воспитанников   колледжа   будут  нуждаться в педагогической поддержке, а также психологическом сопровождении.

2.6.  Модель выпускника Санкт-Петербургского казачьего юнкерского православного гуманитарно-технического колледжа

Реализация основных задач, изложенных в данной Концепции, позволяет определить модель нашего выпускника, юнкера.

Выпускники юнкерского казачьего колледжа – это:

граждане России,  со сформированным  на  исторических  и национальных ценностях мировоззрением, целостным взглядом на мир и видением  своего  места в нем;
глубоко ответственные люди, имеющие свои жизненные принципы,   способные  и умеющие успешно и нравственно жить в современном обществе;
государственно социализированные  и ответственные граждане России, сознающие свою ответственность за судьбу и будущее страны;
безусловные и просвещенные патриоты России, способные и готовые служить ей на гражданском и военном поприще;
честные, сострадающие, способные успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровые и  грамотные  людей;
свободные личности, способные к саморазвитию, к принятию решений и  реализации собственных способностей, планов и проектов в последующем;
активные члены общества, желающие и способные создать свою семью и воспитывать  детей,  имеющие свою жизненную позицию и собственное мнение;
способные к созидательному и творческому труду люди, понимающие его необходимость и гордящиеся  своими трудовыми, спортивными  или творческими достижениями;
молодые люди, получившие  комплексное  гуманитарное, общественно — научное и естественнонаучное  образование в сочетании с дополнительным, в том числе начальным военным образованием;
владеющие основами менеджмента, информационно – развитые личности;
обученные  кодексам поведения  в их идеальной этической трактовке и  умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;
свято чтящие историю своего Отечества, малой родины, семьи;
обладающие веротерпимостью,  владеющие основами  православной культуры;
будущая  национальная  элита России,   резерв   управленческих кадров для всех слоев общества.
2.7. Новизна предоставляемой  колледжем образовательной услуги

Уникальность юнкерского образования заключается в совокупности реализуемых идей и   особенностей,  готовых к реализации, а именно:

-возрождение ценностей и традиций российских юнкерских школ и корпусов, военных училищ,   основанное на изучении исторического  и регионального опыта, его переосмыслении и применении в современном социально-культурно-образовательном контексте;

-единство   воспитания и  обучения   в юнкерском образовании, опирающемся  на культурно-образовательную и ценностно-смысловую среду, насыщенную общечеловеческими ценностями и нормами морали, заповедями и традициями, символами и ритуалами патриотического смысла;

-оптимальное сочетание общего среднего образования, дополнительного профессионального образования, начального профессионального, среднего профессионального образования. Обязательной для всех воспитанников является этическая подготовка, хореографическая подготовка, подготовка по основам менеджмента, подготовка по основам военной службы и физическая подготовка.  Включение в учебный план колледжа дополнительных занятий физической культурой и спортом, вариантов организации занятости и содержательного досуга воспитанников;

-проведение комплексных стратегических игр, направленных на развитие аналитического мышления, управленческих умений и социальных практик;

-активное сотрудничество с Вузами региона;

-постоянное пребывание в детском коллективе, необходимость выстраивания отношений и коммуникаций разного содержания и характера в различных ситуациях с ровесниками, старшими и младшими детьми и   взрослыми, что требует толерантности, принятия и понимания другого человека;

-организация жизнедеятельности  инновационного образовательного учреждения,  сочетающая гуманистические основы   и военизированную составляющую юнкерского уклада жизни и взаимоотношений между субъектами в  юнкерском казачьем колледже;

-непрерывность образования, обеспеченная профессиональной диагностикой и ориентацией, предпрофильной и профильной подготовкой, введением вариантов довузовской подготовки, а также воспитанием потребности в постоянном самообразовании;

-постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое воспитателями в колледже. Оказание им адресной профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера;

-сочетание   двух институтов самоуправления воспитанников: института младших командиров и института школьных советов и парламентов, что развивает лидерскую позицию, умение принимать решение и брать на себя ответственность за его выполнение;

Данные  особенности и характерные черты интегративного процесса жизнедеятельности юнкерского казачьего колледжа должны составлять своеобразную идеологию  предоставления  образовательной услуги.

3.Приоритетные направления и механизмы развития колледжа

Исходя из осмысления современного состояния, предназначения, характерных особенностей и идей, целей и задач образования в юнкерском казачьем колледже, выделены приоритетные направления его развития:

1.Включение образовательного учреждения  в сеть  учреждений юнкерского и  лицейского  образования и обеспечение его доступности  нуждающимся в таком образовании:

-предоставление  образовательной услуги  колледжем:

-использование в  образовании идеи гармонизации современных педагогических подходов и практик;

-повышение эффективности управления  образовательного учреждения;

-построение образовательного процесса с ориентацией на развитие самостоятельной познавательной деятельности в культурно-образовательном пространстве на основе выбора и личной ответственности;

-проектирование и реализация различных форм профессиональной ориентации, моделей предпрофильной подготовки и профильной старшей школы с использованием сетевого взаимодействия;

-внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания;

-расширение спектра   дополнительного образования  колледжа;

-расширение образовательного пространства и обогащение культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды;

-выстраивание режима жизнедеятельности воспитанников с тенденцией движения (в зависимости от возраста) от жесткой внешней регламентации к сочетанию внешне заданных режимных моментов с самостоятельно планируемой деятельностью;

-введение в процесс жизнедеятельности   комплексных стратегических игр, социальных практик и социальных проектов, полевых  сборов;

— комплексное сопровождение воспитанников как неотъемлемого элемента реализуемой образовательной модели;

-осуществление мониторинга процесса профессионального образования, трудоустройства и жизненных перспектив выпускников.

2.Повышение качества   образования:

-разработка системы управления качеством   образования;

-разработка совокупности требований к содержанию, организации, условиям и результатам  функционирования  колледжа;

-совершенствование качества нормативного правового, научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения  ОУ;

-создание пакета нормативных правовых документов  локального  уровня, регламентирующих деятельность  ОУ;

-разработка примерных программ основного и дополнительного образования, методических пособий и рекомендаций;

-создание программы профессиональной подготовки, организация переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

-приведение материально-технической базы  ОУ  в соответствие с предъявляемыми к ним требованиями, нормативами и необходимым для решения поставленных целей и задач уровнем.

Задачи  юнкерского казачьего колледжа на этапе становления:
— интегрировать в одной образовательной модели общеобразовательный, углубленный юнкерский  образовательный компоненты;
— выделить в качестве базовых процессов  воспитательный процесс, учебный процесс и процесс организации жизнедеятельности;
— создать управляющую структуру, сочетающую единоначалие и авторитарный подход с коллегиальностью и демократическими началами;
— определить юнкерский компонент как инвариант юнкерского образования, отражающий своеобразие и особенности  колледжа;
— обеспечить широкий спектр дополнительных образовательных услуг для удовлетворения интересов и потребностей воспитанников.
— обеспечить комплексное (педагогическое, психологическое, социальное, медицинское) сопровождение воспитанников в процессе образования и социализации, оказание им адресной профессиональной помощи и поддержки.

Модель образования, получаемая нашими воспитанниками, представляется нами как совокупность следующих элементов:
— идеи, предназначение, цели и задачи образовательного учреждения;
— условия реализации юнкерского образования;
— содержание  и организация юнкерского образования;
— технологическое обеспечение  образования.
Условия реализации  образования:

— учет в педагогической деятельности особенностей взросления мальчика-подростка-юноши;
— необходимая материально-техническая база;
— нормативно-правовое обеспечение;
— насыщенная образовательная и воспитательная  среда;
— профессионализм педагогических кадров.

Новационный характер   образовательного учреждения, каким является юнкерский казачий колледж, обуславливает необходимость организации инновационной  работы всего коллектива. В связи с этим  значимо сотрудничество с педагогическими учреждениями, в том числе  дополнительного профессионального образования. В процессе функционирования юнкерского казачьего колледжа необходимо  учитывать  основные тенденции и  направления развития современного образования, а именно:

-изменения в организации образовательного процесса;

-изменения в технологиях обучения и воспитания;

-изменения в управлении учреждением.

В организации образовательного процесса обязательным является включение педагогического мониторинга, новых педагогических технологий, проектной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности педагогов  по обеспечению условий протекания педагогического процесса.

Достижение образовательных и воспитательных задач связано с  внедрением   личностно – ориентированных технологий, которые захватывают внутренние резервы обучающихся (мышление, интеллект) и  педагогов (способы взаимодействия с обучаемыми, стиль работы и поведение педагога):   технологии О. Газмана,  И.П. Иванова,   Н.Е. Щурковой.

4. Выводы

В качестве результатов реализации Концепции развития юнкерского казачьего колледжа  в образовательном пространстве  Ленинградской области  будут представлены:

1. Рационально выстроенная    программа инновационного образовательного учреждения, обеспечивающая   доступность   образования.

2. Нормативно – правовая  база  юнкерского казачьего колледжа.

3. Материально-техническая   база, соответствующая  требованиям ФГОС.

4. Деятельность ресурсного центра юнкерского образования в регионе.

5. База квалифицированных педагогических кадров,  осуществляющая   переподготовку и повышение квалификации  в рамках ВГАПКП РО, ведущая  исследовательскую и научно-методическую деятельность в системе юнкерского образования и воспитания.

6. Комплекты образовательных программ и методических рекомендаций в соответствии с требованиями к содержанию, организации, условиям и результатам   образования.